Here be Dragons: Announcer в William Morris Gallery

By NikitaNemygin, Август 11, 2015

В галерее Уильяма Морриса в Волтемcтоу проходит выставка Announcer. В ней художник Дэвид Мабб соединил два знаковых дизайна книг: на «The Kelmscott Chaucer» (сборник сочинений Чосера, вышедший в издательстве Kelmscott Press Вильяма Морриса) он наложил стихи Владимира Маяковского и иллюстрации Эля Лисицкого из книги 20-ых годов «Для голоса».

Страница из Келмскоттского Чосера

Страница из Келмскоттского Чосера

Галерея Уильяма Морриса — сама по себе жемчужина района Волтемстоу. Здесь в гармонии с окружающим парком, рынком неподалеку и исторической частью Волтемстоу произрастает удивительный музей вершины викторианского дизайна. Однако о самой галерее я расскажу в иной раз. Тема сегодняшнего рассказа — это именно Announcer.

Галерея Уильяма Морриса - вход из Ллойд Парка

Галерея Уильяма Морриса – вход из Ллойд Парка

Меня всегда удивляло и радовало, как в Британии не боятся оперировать контекстом, который столь болезнен в России, — идеалами социалистической революции.

Когда живешь в том или ином контексте (в данном случае, контексте бывшего СССР), при появлении определенных объектов, личностей немедленно срабатывает механизм личного к ним отношения. Так как любой факт жизни общества всегда имеет жгучие, болезненные стороны. Как части той или другой системы, мы не можем от них увильнуть. Некоторым больно, что «Облако в штанах» – это тоже и «Левый марш».

Страница из книги стихов Маяковского с оформлением Лисицкого

Страница из книги стихов Маяковского с оформлением Лисицкого

Вне той или иной ситуации люди могут выбирать отдельные факты, не озираясь на бесконечный контекст. Можно носить футболку с Че Геварой или Лениным, если ты вне контекста жизни стран Че Гевары или Ленина — так они приобретают лозунговые, почти комические очертания. В Британии можно повесить на мероприятии над самоваром портрет Сталина, и это не вызовет урагана патетики. Announcer предлагает такой маленький кусочек, но со своей уловкой.

Уильям Моррис — известнейший дизайнер викторианской эпохи, разочаровавшийся в массовом производстве и ставший ярым социалистом. Чураясь машинного труда, он создал свою текстильную фирму, где производил вещи удивительно тонкого дизайна, воплощая идиллическое, даже фундаменталистское видение своего политического идеала.

В свою очередь, поэт Маяковский и художник, архитектор Лисицкий — лютые прогрессивисты, певцы нового быта, укрощения стальных зверей фабрик и заводов, эпической битвы за лучшую жизнь. Их книга «Для голоса» – это хрестоматийный пример идеалов дизайна и политики 20-ых годов прошлого столетия.

Фрагмент выставки

Фрагмент выставки

Подход Морриса напоминает этакую хипстерскую утопию, фантазию, в которой люди зарабатывают трудовую копейку на простых, понятных производствах, встречают рассвет, удовлетворенно утирая со лба горький пот, вперясь взглядом из окна в какую-нибудь пасторальную идиллию.

Идеалисты 20 века только подняли бы эту затею на смех и предъявили бы автору суровые маховики заводов, бравые песни шагающих на производство ударников, серу, пыль и искры.

Фрагмент выставки

Фрагмент выставки

Трудно встретить более разительно непохожих персонажей. Познакомься в реальной жизни, эти трое, верно, передрались бы.

Аудиозапись, сопровождающая выствку — это пролог «Мещанки из Бата» Чосера – будто убеждает нас вернуться к истокам, кажущейся простоте человеческих отношений. К нему в оппозиции стихотворение «А вы могли бы?». Прочтенное громовым басом Маяковского, оно пригвождает нас к месту суровой логикой революционного движения, навсегда застревая в нашей памяти.

Мабб сопоставляет два подхода к развитию, физически скрещивая их, накладывая одни страницы на другие. Такое буквальное, прямое понимание бури политической дискуссии через века предлагает нам задуматься, насколько на самом деле разными могут быть люди, исповедывающие во многом схожие политические взгляды. В пространстве всего одной комнаты художник пытается уместить целый конфликт, который до сих пор настолько актуален, что кажется, будто взят из заголовков газет.

Какой из подходов ближе вам? Отношение к этому конфликту, как и к любому произведению искусства, говорит о нас самих больше, чем о произведении.

В жизни, то и дело следуя газетным лозунгам, мы частенько обесчеловечиваем наших политических оппонентов, сводя их к карикатурным персонажам.

Announcer напоминает нам, что реальность, тем не менее, сложнее наших представлений о ней.
IMG_0261